Пословицы

(методика С. М. Петровой)

Цель: определить уровень нравственной воспитанности подростков и выяснить особенности ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе.

Ход опроса

Ребятам предлагается бланк с 60 пословицами. Возможны два варианта работы с этим бланком. В первом варианте учащимся требуется внимательно прочитать каждую пословицу и оценить степень согласия с ее содержанием по следующей шкале:

1  балл – согласен в очень незначительной степени;

2  балла – частично согласен;

3  балла – в общем согласен;

4  балла – почти полностью согласен;

5  баллов – совершенно согласен.

Во втором варианте каждому ученику необходимо внимательно прочитать каждую пару пословиц («а» и «б», «в» и «г») и выбрать  ту из пары, с содержанием которой согласен в наибольшей степени.

Предлагаются следующие пословицы:

  1.   а) счастлив тот, у кого совесть спокойна;

б) стыд не дым, глаза не выест;

в) лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом;

г) Что за честь, коли нечего есть.

  1.   а) Не хлебом единым жив человек;

б) Живется, у кого денежка ведется;

в) Не в деньгах счастье;

г) Когда деньги вижу, своей души не слышу.

  1.   а) Кому счастье служит, тот ни о чем не тужит;

б) Где счастье плодится, там и зависть родится;

в) Кто хорошо живет, тот долго живет;

г) Жизнь прожить – не поле перейти.

  1.   а) Бояться несчастья – и счастья не видать;

б) Людское счастье, что вода в бредне;

в) Деньги – дело наживное;

г) Голым родился, гол и умру.

  1.   а) Только тот не ошибается, кто ничего не делает;

б) Береженого Бог бережет;

в) На Бога надейся, а сам не плошай;

г) Не зная броду, не суйся в воду.

  1.   а) Всяк сам своего дела кузнец;

б) Бьется, как рыба об лед;

в) Хочу – половина могу;

г) Лбом стены не прошибешь.

  1.   а) Добрая слава лучше богатства;

б) Уши выше лба не растут;

в) Как проживешь, так и прослывешь;

г) Выше головы не прыгнешь.

  1.   а) Мир не без добрых людей;

     б) На наш век дураков хватит;

     в) Люди – всё, а деньги – сор;

     г) Деньгам не повинуются.

  1.   а) Что в людях живет, то и нас не минет;

б) Живу, как живется, а не как люди хотят;

в) От народа отстать – жертвою стать;

г) Никто мне не указ.

10. а) Всякий за себя отвечает;

б) Моя хата с краю, ничего не знаю;

в) Своя рубашка ближе к телу;

г) Наше дело – сторона.

11. а) Сам пропадай, а товарища выручай;

б) Делай людям добро, да себе без беды;

в) Жизнь дана на добрые дела;

г) Когда хочешь добра, то никому не делай зла.

12. а) Не имей сто рублей, а имей сто друзей;

б) На обеде все – соседи, а пришла беда, они прочь,

    как вода;

в) Доброе братство лучше богатства;

г) Черный день придет – приятели откажутся.

13. а) Ученье – свет, а неученье – тьма;

б) Много будешь знать, скоро состаришься;

в) Ученье лучше богатства;

г) Век живи, век учись, а дураком помрешь.

14. а) Без труда нет добра;

б) От трудов праведных не наживешь палат каменных;

в) Можно тому богатым быть, кто от трудов мало спит;

г) От работы не будешь богат, а, скорее, будешь горбат.

15. а) На что и законы писать, если их не исполнять;

б) Закон – паутина, шмель проскочит, муха увязнет;

в) Где тверд закон, там всяк умен;

г) Закон – что дышло, куда поворотишь, туда и вышло.

Обработка результатов

Текст методики содержит 30 пар ценностных суждений о жизни, людях, самом человеке, зафиксированных в содержании пословиц и противоречащих друг другу по смыслу. Ценностные отношения человека к жизни, людям, самому себе конкретизируются в отдельных пословицах и в тексте методики располагаются следующим образом:

1) а, в – духовное отношение к жизни, б, г – бездуховное отношение к жизни;

2) а, в – незначимость материального благополучия в жизни; б, г – материально благополучная жизнь;

3) а, в – счастливая, хорошая жизнь, б, г – трудная, сложная жизнь;

4) а, в – оптимистическое отношение к жизни, б, г – пессимистическое отношение;

5) а, в, – решительное отношение к жизни, б, г – осторожное отношение;

6) а, в – самоопределение в жизни, б, г – отсутствие самоопределения;

7) а, в – стремление к достижениям в жизни, б, г – отсутствие стремления к достижениям;

8) а, в – хорошее отношение к людям, б, г – негативное отношение к людям;

9) а, в – коллективистическое отношение к людям, б, г – индивидуалистическое отношение к людям;

10) а, в – эгоцентрическое отношение к людям, б, г – эгоистическое отношение к людям;

11) а, в – альтруистическое отношение к людям, б, г – паритетное отношение к людям;

12) а, в – значимость дружбы, б, г – незначимость дружбы;

13) а, в – значимость ученья, б, г – незначимость ученья;

14) а, в – значимость труда, б, г – незначимость труда;

15) а, в – значимость соблюдения законов, б, г – незначимость соблюдения законов.

Подсчитывается сумма баллов (по варианту 1) или количество выборов (по варианту 2) отдельно по ответам «а» и «в», «б» и «г».

Основной принцип оценивания полученных результатов – сравнение сумм баллов или количества выборов. Более высокие оценки или большее количество выборов по ответам «а» и «в» свидетельствуют об устойчивости желательных ценностных отношений учащихся к жизни, к людям, самим себе; по ответам «б» и «г» – об устойчивости нежелательных ценностных отношений.

Показатель нравственной воспитанности определяется соотношением: чем больше степень согласия с содержанием пословиц «а» и «в» и меньше степень согласия с пословицами «б» и «г», тем выше уровень нравственной воспитанности, и наоборот, чем меньше степень согласия с содержанием пословиц «а» и «в» и больше степень согласия с содержанием пословиц «б» и «г», тем он ниже.

Допускается использование сокращенного варианта данной методики. В этом случае учащимся предъявляются отдельным текстом либо пословицы под буквами «а» и «б», либо пословицы под буквами «в» и «г».