Пословицы
(методика С. М. Петровой)
Цель: определить уровень нравственной воспитанности подростков и выяснить особенности ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе.
Ход опроса
Ребятам предлагается бланк с 60 пословицами. Возможны два варианта работы с этим бланком. В первом варианте учащимся требуется внимательно прочитать каждую пословицу и оценить степень согласия с ее содержанием по следующей шкале:
1 балл – согласен в очень незначительной степени;
2 балла – частично согласен;
3 балла – в общем согласен;
4 балла – почти полностью согласен;
5 баллов – совершенно согласен.
Во втором варианте каждому ученику необходимо внимательно прочитать каждую пару пословиц («а» и «б», «в» и «г») и выбрать ту из пары, с содержанием которой согласен в наибольшей степени.
Предлагаются следующие пословицы:
- а) счастлив тот, у кого совесть спокойна;
б) стыд не дым, глаза не выест;
в) лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом;
г) Что за честь, коли нечего есть.
- а) Не хлебом единым жив человек;
б) Живется, у кого денежка ведется;
в) Не в деньгах счастье;
г) Когда деньги вижу, своей души не слышу.
- а) Кому счастье служит, тот ни о чем не тужит;
б) Где счастье плодится, там и зависть родится;
в) Кто хорошо живет, тот долго живет;
г) Жизнь прожить – не поле перейти.
- а) Бояться несчастья – и счастья не видать;
б) Людское счастье, что вода в бредне;
в) Деньги – дело наживное;
г) Голым родился, гол и умру.
- а) Только тот не ошибается, кто ничего не делает;
б) Береженого Бог бережет;
в) На Бога надейся, а сам не плошай;
г) Не зная броду, не суйся в воду.
- а) Всяк сам своего дела кузнец;
б) Бьется, как рыба об лед;
в) Хочу – половина могу;
г) Лбом стены не прошибешь.
- а) Добрая слава лучше богатства;
б) Уши выше лба не растут;
в) Как проживешь, так и прослывешь;
г) Выше головы не прыгнешь.
- а) Мир не без добрых людей;
б) На наш век дураков хватит;
в) Люди – всё, а деньги – сор;
г) Деньгам не повинуются.
- а) Что в людях живет, то и нас не минет;
б) Живу, как живется, а не как люди хотят;
в) От народа отстать – жертвою стать;
г) Никто мне не указ.
10. а) Всякий за себя отвечает;
б) Моя хата с краю, ничего не знаю;
в) Своя рубашка ближе к телу;
г) Наше дело – сторона.
11. а) Сам пропадай, а товарища выручай;
б) Делай людям добро, да себе без беды;
в) Жизнь дана на добрые дела;
г) Когда хочешь добра, то никому не делай зла.
12. а) Не имей сто рублей, а имей сто друзей;
б) На обеде все – соседи, а пришла беда, они прочь,
как вода;
в) Доброе братство лучше богатства;
г) Черный день придет – приятели откажутся.
13. а) Ученье – свет, а неученье – тьма;
б) Много будешь знать, скоро состаришься;
в) Ученье лучше богатства;
г) Век живи, век учись, а дураком помрешь.
14. а) Без труда нет добра;
б) От трудов праведных не наживешь палат каменных;
в) Можно тому богатым быть, кто от трудов мало спит;
г) От работы не будешь богат, а, скорее, будешь горбат.
15. а) На что и законы писать, если их не исполнять;
б) Закон – паутина, шмель проскочит, муха увязнет;
в) Где тверд закон, там всяк умен;
г) Закон – что дышло, куда поворотишь, туда и вышло.
Обработка результатов
Текст методики содержит 30 пар ценностных суждений о жизни, людях, самом человеке, зафиксированных в содержании пословиц и противоречащих друг другу по смыслу. Ценностные отношения человека к жизни, людям, самому себе конкретизируются в отдельных пословицах и в тексте методики располагаются следующим образом:
1) а, в – духовное отношение к жизни, б, г – бездуховное отношение к жизни;
2) а, в – незначимость материального благополучия в жизни; б, г – материально благополучная жизнь;
3) а, в – счастливая, хорошая жизнь, б, г – трудная, сложная жизнь;
4) а, в – оптимистическое отношение к жизни, б, г – пессимистическое отношение;
5) а, в, – решительное отношение к жизни, б, г – осторожное отношение;
6) а, в – самоопределение в жизни, б, г – отсутствие самоопределения;
7) а, в – стремление к достижениям в жизни, б, г – отсутствие стремления к достижениям;
8) а, в – хорошее отношение к людям, б, г – негативное отношение к людям;
9) а, в – коллективистическое отношение к людям, б, г – индивидуалистическое отношение к людям;
10) а, в – эгоцентрическое отношение к людям, б, г – эгоистическое отношение к людям;
11) а, в – альтруистическое отношение к людям, б, г – паритетное отношение к людям;
12) а, в – значимость дружбы, б, г – незначимость дружбы;
13) а, в – значимость ученья, б, г – незначимость ученья;
14) а, в – значимость труда, б, г – незначимость труда;
15) а, в – значимость соблюдения законов, б, г – незначимость соблюдения законов.
Подсчитывается сумма баллов (по варианту 1) или количество выборов (по варианту 2) отдельно по ответам «а» и «в», «б» и «г».
Основной принцип оценивания полученных результатов – сравнение сумм баллов или количества выборов. Более высокие оценки или большее количество выборов по ответам «а» и «в» свидетельствуют об устойчивости желательных ценностных отношений учащихся к жизни, к людям, самим себе; по ответам «б» и «г» – об устойчивости нежелательных ценностных отношений.
Показатель нравственной воспитанности определяется соотношением: чем больше степень согласия с содержанием пословиц «а» и «в» и меньше степень согласия с пословицами «б» и «г», тем выше уровень нравственной воспитанности, и наоборот, чем меньше степень согласия с содержанием пословиц «а» и «в» и больше степень согласия с содержанием пословиц «б» и «г», тем он ниже.
Допускается использование сокращенного варианта данной методики. В этом случае учащимся предъявляются отдельным текстом либо пословицы под буквами «а» и «б», либо пословицы под буквами «в» и «г».