Диагностика уровня
творческой активности учащихся
(методика М. И. Рожкова, Ю. С. Тюнникова,
Б. С. Алишева, Л. А. Воловича)
Цель: на основе выявленных критериев и эмпирических показателей провести сравнительный анализ изменений в сформированности у учащихся творческой активности.
Ход опроса
Замеры осуществляются по четырем критериям: чувство новизны; критичность; способность преобразовать структуру объекта; направленность на творчество.
Предусмотрен также контрольный опрос, который предполагает сравнение оценки ответов и самооценки качеств, осуществляемой испытуемыми.
Оценивание критерия осуществляется по средней оценке, получаемой учащимися по каждому критерию. При этом важно сопоставить полученные результаты с самооценкой, которая выявляется в последнем разделе опросника. Самооценка по критерию «чувство новизны» определяется по среднему баллу ответов на вопросы 41–44; по критерию «критичность» – на вопросы 45–48; по критерию «способность преобразовать структуру объекта» – на вопросы 49–52; по критерию «направленность на творчество» – на вопросы 53–56. Например, по критерию «чувство новизны» средний балл составил 1,45, а самооценка – 0,9. В этом случае мы корректируем оценку, высчитывая средний результат между оценкой и самооценкой.
Можно выделить три уровня творческой активности подростка и отдельных ее аспектов: низкий – от 0 до 1; средний – от 1 до 1,5; высокий – от 1,5 до 2.
1. Опросник «Чувство новизны».
Выберите тот ответ, который соответствовал бы Вашему поступку в предложенных ниже ситуациях (заполняется символ ответа в карточках):
1. Если бы я строил дом для себя, то:
а) построил бы его по типовому проекту (0);
б) построил бы такой, который видел на картинке в журнале или в кино (1);
в) построил бы такой, которого нет ни у кого (2).
2. Если мне нужно развлекать гостей, то я:
а) провожу вечер, как проводят мои родители со своими знакомыми (0);
б) сочиняю сам сюрприз для гостей (2);
в) стараюсь провести вечер, как любимые герои в кино (1).
3. Среди предложенных задач на контрольной я выбираю:
а) оригинальную (2);
б) трудную (1);
в) простую (0).
4. Если бы я написал картину, то выбрал бы для нее название:
а) красивое (1);
б) точное (0);
в) необычное (2).
5. Когда я пишу сочинение, то:
а) подбираю слова как можно проще (0);
б) стремлюсь употреблять те слова, которые привычны для слуха и хорошо отражают мои мысли (1);
в) стараюсь употребить оригинальные, новые для меня слова (2).
6. Мне хочется, чтобы на уроках:
а) все работали (1);
б) было весело (0);
в) было много нового (2).
7. Для меня в общении самое важное:
а) хорошее отношение товарищей (0);
б) возможность узнать новое («родство душ») (2);
в) взаимопомощь (1).
8. Если бы я был поваром, то:
а) стремился бы к тому, чтобы все, кто ест мои блюда, были сыты и довольны (0);
б) создавал бы новые блюда (2);
в) старался бы мастерски готовить все известные блюда (1).
9. Из трех телевизионных передач, идущих по разным программам, я выбрал бы:
а) «Седьмое чувство» (0);
б) «Поле чудес» (1);
в) «Очевидное–невероятное» (2).
10. Если бы я отправился в путешествие, то выбрал бы:
а) наиболее удобный маршрут (0);
б) неизведанный маршрут (2);
в) маршрут, который хвалили мои друзья (1).
2. Опросник «Критичность».
Согласны ли Вы со следующими высказываниями великих? Обозначьте на карточке следующими символами Ваши ответы:
а) полностью согласен – 0;
б) не согласен – 2;
в) не готов дать оценку данному высказыванию – 1.
11. Знания и только знания делают человека свободным и великим (Д. И. Писарев).
12. Лицо – зеркало души (М. Горький).
13. Единственная настоящая ценность – это труд человеческий (А. Франс).
14. Разум человека сильнее его кулаков (Ф. Рабле).
15. Ум, несомненно, первое условие для счастья (Софокл).
16. Дорога к славе прокладывается трудом (Публимий Сир).
17. Боится презрения лишь тот, кто его заслуживает (Франсуа де Ларошфуко).
18. Нас утешает любой пустяк, потому что любой пустяк приводит нас в уныние (Блез Паскаль).
19. Способности, как и мускулы, растут при тренировке (К. Д. Ти-мирязев).
20. Только глупцы и покойники никогда не меняют своих мнений (Д. Л. Оруэлл).
3. Испытание «Способность преобразовывать структуру объекта».
Задание к № 21–23.
В каждом пункте есть пара слов, между которыми существует некая связь или какое-то соотношение. Вы должны определить, какая связь или какое соотношение существует между этими двумя словами, и выбрать из четырех предложенных ответов пару слов, между которыми существует та же связь или то же соотношение. Запишите в карточку номер ответа.
21. ИЗГНАНИЕ – ЗАВОЕВАТЕЛЬ
а) вор
Арест б) обвиняемый
в) судья
г) адвокат
22. ОЗЕРО – ВАННА
а) лужа
Водопад б) труба
в) вода
г) душ
23. ВУЛКАН – ЛАВА
1) источник – родник
2) глаз – слеза
3) огонь – костер
4) шторм – наводнение
Задание к № 21–23 для среднего возраста.
Представлена исходная пара слов, которые находятся в определенном отношении, и пять других слов, из которых только одно находится в таком же отношении к исходному слову (правильный выбор оценивается оценкой 2).
21. ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ОБУЧЕНИЕ
а) доктор
Водопад б) ученик
в) учреждение
г) лечение
д) больной
22. ПЕСНЯ – ГЛУХОЙ
а) хромой
Картина б) слепой
в) художник
г) рисунок
д) больной
23. РЫБА – СЕТЬ
а) решето
Муха б) комар
в) комната
г) жужжать
д) паутина
Задание к № 24–27.
Найдите выход из предложенных ниже ситуаций (свой ответ запишите на обороте карточки).
24. Заснув в своей постели, утром Вы проснулись в пустыне. Ваши действия?
25. В машине, которой Вы управляли, оказались проколотыми два колеса, а запасное только одно. Необходимо срочно ехать дальше. Ваши действия?
26. В чужом городе Вы оказались без документов и денег. Вам нужно найти выход из положения.
27. Вы оказались в городе, где говорят на незнакомом Вам языке. Как Вы будете изъясняться?
Для ответа на каждый из четырех вопросов дается 30 секунд. Экспериментатор оценивает ответ следующим образом:
отсутствие ответа 0;
тривиальный ответ 1;
оригинальный ответ 2.
Задание к № 28–30.
На обороте карточки перечислите как можно больше способов использования каждого названного ниже предмета.
28. Консервная банка.
29. Металлическая линейка.
30. Велосипедное колесо.
4. «Направленность на творчество».
Задание к № 31–40.
Если бы у Вас был выбор, то что Вы предпочли бы?
31. а) читать книгу – 0;
б) сочинять книгу – 2;
в) пересказывать содержание книги друзьям – 1.
32. а) выступать в роли актера – 2;
б) выступать в роли зрителя – 0;
в) выступать в роли критика – 1.
33. а) рассказывать всем местные новости – 0;
б) не пересказывать услышанное – 1;
в) прокомментировать то, что услышали – 2.
34. а) придумывать новые способы выполнения работ – 2;
б) работать, используя испытанные приемы – 0;
в) искать в опыте других лучший способ работы – 1.
35. а) исполнять указания – 0;
б) организовывать людей – 2;
в) быть помощником руководителя – 1.
36. а) играть в игры, где каждый действует сам за себя – 2;
б) играть в игры, где можно проявить себя – 1;
в) играть в команде – 0.
37. а) смотреть интересный фильм дома – 1;
б) читать книгу – 2;
в) проводить время в компании друзей – 0.
38. а) размышлять, как улучшить мир – 2;
б) обсуждать с друзьями, как улучшить мир – 1;
в) смотреть спектакль о красивой жизни – 0.
39. а) петь в хоре – 0;
б) петь песню соло или дуэтом – 1;
в) петь свою песню – 2.
40. а) отдыхать на самом лучшем курорте – 0;
б) отправиться в путешествие на корабле – 1;
в) отправиться в экспедицию с учеными – 2.
5. Самооценка (контрольный опрос).
Да – 2; трудно сказать – 1; нет – 0.
41. Мне нравится создавать фантастические проекты.
42. Могу представить себе то, чего не бывает на свете.
43. Буду участвовать в том деле, которое для меня ново.
44. Быстро нахожу решения в трудных ситуациях.
45. В основном стараюсь обо всем иметь свое мнение.
46. Мне удается находить причины своих неудач.
47. Стараюсь дать оценку поступкам и событиям на основе своих убеждений.
48. Могу обосновать, почему мне что-то нравится или не нравится.
49. Мне нетрудно в любой задаче выделить главное и второстепенное.
50. Убедительно могу доказать свою правоту.
51. Умею сложную задачу разделить на несколько простых.
52. У меня часто рождаются интересные идеи.
53. Мне интереснее работать творчески, чем по-другому.
54. Стремлюсь всегда найти дело, в котором могу проявить творчество.
55. Мне нравится организовывать своих товарищей на интересные дела.
56. Для меня очень важно, как оценивают мой труд окружающие.
Карта ответов на вопросы анкеты.
Фамилия ____________ Класс ____
Дата заполнения ____
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
31 |
32 |
33 |
34 |
35 |
36 |
37 |
38 |
39 |
40 |
41 |
42 |
43 |
44 |
45 |
46 |
47 |
48 |
49 |
50 |
51 |
52 |
53 |
54 |
55 |
56 |