ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АТМОСФЕРА В КОЛЛЕКТИВЕ
(методика Л. Г. Жедуновой)
Цель: изучить психологическую атмосферу в коллективе.
Ход опроса
Каждому педагогу, подростку предлагается оценить состояние психологической атмосферы в коллективе по девятибалльной системе. Оцениваются полярные качества:
9 8 7 6 5 4 3 2 1
1. Дружелюбие Враждебность
2. Согласие Несогласие
3. Удовлетворенность Неудовлетворенность
4. Увлеченность Равнодушие
5. Результативность Нерезультативность
6. Теплота взаимоотношений Холодность взаимоотношений
7. Сотрудничество Отсутствие сотрудничества
8. Взаимная поддержка Недоброжелательность
9. Занимательность Скука
10. Успешность Неуспешность
Чем выше балл, тем выше оценка психологического климата, и наоборот. Анализ результатов предполагает субъективные оценки состояния психологического климата и их сравнение между собой, а также вычисление средней для коллектива оценки атмосферы.
АНКЕТА ДЛЯ СТАРШЕКлассников
Цель: определить состояние взаимодействия педагогов и старшеклассников в коллективе, а также динамику его развития.
Ход анкетирования
Респондентам предлагается ответить на следующие вопросы:
1. Кого из взрослых следует пригласить в поход?
2. Кто для Вас служит нравственным примером*:
а) товарищи;
б) родители;
в) учителя;
г) герои книг;
д) выдающиеся спортсмены;
е) участники молодежных ансамблей;
ж) никто;
з) допишите __________________.
3. В каких областях жизни учащиеся вашего учебного заведения обладают реальными правами:
а) в совершенствовании учебного процесса;
б) в организации досуга;
в) в контроле за качеством знаний;
г) в поощрении;
д) в организации воспитательной работы;
е) нигде;
ж) допишите _________________.
4. Где Вы можете наиболее полно выразить свою личность (где Вам интереснее всего, где Вас ценят, понимают):
а) в учебной работе;
б) на занятиях в кружках;
в) в компании друзей;
г) в общественной работе;
д) в учебно-трудовом обучении;
е) в проведении досуга;
ж) в семье;
з) нигде;
и) допишите __________________________.
5. С кем Вы можете быть откровенными:
а) ни с кем;
б) с ребятами из нашей компании;
в) с директором учебного заведения;
г) с товарищами по классу;
д) с родителями;
е) с руководителем кружка, секции, клуба;
ж) с бабушкой или дедушкой;
з) с классным руководителем;
и) со старым знакомым;
к) с любимым человеком;
л) с учителем;
м) допишите _________________________.
6. Как бы Вы поступили, если педагог, по Вашему мнению, несправедливо обидел Вас:
а) промолчу;
б) отвечу дерзостью;
в) обращусь к родителям за поддержкой;
г) обращусь к товарищам за поддержкой;
д) спокойно попытаюсь доказать свою правоту;
е) пожалуюсь администрации;
ж) при случае отомщу;
з) обращусь к классному руководителю;
и) обращусь к педагогу, которому доверяю;
к) попрошу поставить мой вопрос на классном собрании;
л) допишите ________________________.
7. В каких делах педагоги учебного заведения «на равных» участвуют с обучающимися?
8. Допишите фразы: «Мне хочется идти в учебное заведение, когда...»; «Мне не хочется идти в учебное заведение, когда ...»; «Образцом нравственного отношения к людям в нашем учебном заведении является ...»; «Отношения учителей и учащихся в нашем учебном заведении можно назвать ...»
9. Какие системы отношений в школе надо совершенствовать:
а) учитель – учащийся;
б) учителя – учителя;
в) учителя – администрация;
г) учителя – родители;
д) родители – учащиеся;
е) учащиеся – учащиеся;
ж) администрация – учащиеся.
10. К кому Вы можете обратиться в трудную минуту за помощью?
11. Какие дела в учебном заведении, по Вашему мнению, могут решаться:
а) одними учителями;
б) совместно учителями и учащимися;
в) самостоятельно учащимися.
12. В коллективе работников нашего учебного заведения преобладают отношения:
а) враждебные;
б) недружеские;
в) деловые;
г) групповые;
д) ты – мне, я – тебе;
е) сложные;
ж) всякие;
з) дружеские;
и) допишите ________________________.